РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ПРАКТИКИ

СТАТЬЯ

РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ПРАКТИКИ

 

Сегодня интерес к проблемам родительской вовлеченности наиболее заметен в зарубежных исследованиях образовательной практики. Международная практика родительского участия в образовании ребенка во второй половине прошлого века прошла путь от «дефицитарной модели» (школа призвана восполнить то, что не может дать семья) и «модели различия» (семья и школа – это два совершенно разных, практически непересекающихся пространства) до «модели расширения возможностей». В «модели расширения возможностей» именно родители рассматриваются как основной источник помощи для ребенка, именно родителям отводится наиболее важная роль в оказании помощи ребенку в школьной жизни и социализации, овладению навыками, необходимыми для самостоятельного управления своей жизнью (См.: Shepard R., Rose H. The power of parents: an empowerment model for increasing parental involvement // Education. 1995. T. 115. №  3. Р. 373–377). Последняя модель в различных трансформациях остается преобладающей в настоящее время. В её основу положено представление о ключевых уровнях родительского участия в образовании. Множественные зарубежные модели родительской вовлеченности строятся на основании практического опыта и, как правило, опираются на разные базовые подходы: структурный (Epstein, 2009), дихотомический (Sheridan&Kratochwill, 2007), факторный (Seitsinger, Felner, Brand&Burns, 2008) и другие – и, соответственно, предлагают различные типологии родительского участия и активности школы. Оставим подробный анализ этих подходов и попробуем рассмотреть комплексную модель родительского участия, анализируя её с точки зрения российской образовательной ситуации. В качестве базового концептуального подхода к построению механизмов взаимодействия образования с родительской общественностью необходимо рассматривать комплексную модель родительского участия, которая, с одной стороны, описывает степень активности и инициативности родителей, а с другой – позволяет учитывать уровень образовательной системы (процесса), на котором реализуется эта активность

ГЛАВНАЯ БЕДА СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА – В ТЩЕСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЯХ

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают всё правильно. Но, оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.

НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЁНКА СЛИШКОМ РАНО Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребёнка – в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну  и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года ещё не может этого делать. Его мозг  к этому не готов. Если вы его надрессируете, он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребёнку семь лет и другому тоже семь лет, но один идет  в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо ещё полтора года дома  с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело  с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается.  А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребёнка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ И ПРИУЧАЙТЕ К ЭТОМУ ДЕТЕЙ Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это всё физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

НЕ РАЗРЕШАЙТЕ МОЗГУ ЛЕНИТЬСЯ Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребёнка плохие гены,

то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого всё равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребёнку может достаться замечательный мозг, но, если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться, – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.  Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чём это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

НЕ ЗАТАЧИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ТОЛЬКО ПОД ЕГЭ Есть такая карикатура – на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка  и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система.  Но тогда мы должны сказать: всё, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

УЧИТЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПО-РАЗНОМУ Говорить с мальчиками нужно кратко  и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить её в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор  и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А ещё их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот ещё один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут. Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза

друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а ещё они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребёнок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал –тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это всё неправда. Все эти переры

вы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а, наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, чтото не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда,  а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

 

УЧИТЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПО-РАЗНОМУ Говорить с мальчиками нужно кратко  и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить её в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор  и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А ещё их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот ещё один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут. Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а ещё они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребёнок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал –тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это всё неправда. Все эти переры

вы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а, наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда,  а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.