Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности
детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку,
современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
3. Соблюдение структуры занятия:
• Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия.
Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в
конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
• Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-
поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего
мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает
мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
• В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства:
наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и
поставленные проблемно-поисковые ситуации.
• После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ
деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей)
– это требование
• В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как
педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как
Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я
думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
• На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог
должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому,
вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или
проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно
контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например,
отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к.
педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям
таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
• Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать
педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная
деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской
деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному
развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести
артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
• Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы
прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение
поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или
исследовательской деятельности и т.д.).
• Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно
использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей
от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале
занятия см.пункт выше)
4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность
детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно
продумываться.
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь
Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и
заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.
5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в
тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей
группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает
мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь
бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и
подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для
рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь
бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий
изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при
реализации ФГОС ДО
Анализ современного занятия в ДОУ ПО ФГОС
1. Общие сведения
1. Тема занятия.
2. Дата и место его проведения. Кто проводит?
3. Группа.
4. Цель занятия:
· на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано
данное занятие;
· как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её
выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях,
возможностям и способностям детей);
· как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников на занятии.
5. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:
· соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам,
уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
· реализация комплексно – тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в
контексте изучаемой общей темы);
· в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей
является взаимодействие.
2. Наблюдение за ходом занятия
Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи
предстоящей деятельности?
Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:
какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной
деятельности побуждало их занятие;
какие жизненно важные ценности формировались.
Контролируемость занятия:
· как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;
· какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;
· каких результатов достигли.
Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных
воспитанников на их взаимоотношениях:
· каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его
общественной направленности;
Каково его воздействие на отдельных воспитанников:
· эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
· этика труда, художественная деятельность;
· эстетика поведения.
Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и
индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия
· Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?
· Причины успехов, неудач, ошибок?
· Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
· Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:
· результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;
· анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;
· рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к
своей деятельности).
5. Анализ деятельности воспитателя
Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с
воспитанниками, какие, наоборот, мешали:
· педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление
субъективности;
· педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;
Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с
воспитанниками?
· педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние,
уровень развития психических процессов, темперамент);
· педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет.
Образец самоанализа занятия в ДОУ
Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных
областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои
высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении
предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять
словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию
движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой
деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в
соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному
возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и
занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и
активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически
оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном
пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие
коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского
коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену
деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из
проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–
сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое
упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия
позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были
интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать
овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет;
Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник;
активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании
существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность,
сопереживать .Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин
между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику
рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений;
Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии
носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать
основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их
произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться
оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы,
помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать
положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую
деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе.
Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у
детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так,
чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое
внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения
слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на
эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были
решены.