МК ДОУ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО
Работа с интерактивной доской SMART Board
Подготовил: педагог
дополнительного
образования
Тяпухина С.В.
С. Починки, 2015г.
Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто
Если вы умеете обращаться с компьютером, то быстро освоите и интерактивную доску SMART Board.
Интерактивная доска SMART Board – это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор. Компьютер посылает изображение проектору. Проектор передает изображение на интерактивную доску.
Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.
Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний.
Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору.
На интерактивную доску проецируется изображение. Манипулирование компьютерной мышью осуществляются касанием поверхности, и позволяет докладчику иметь полный доступ к управлению компьютером.
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски, если только грамотно спланировать урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.
Интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения. Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках.
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.
Как работать с программами на интерактивной доске SMART Board?
Если какая-либо программа открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Ваш палец работает как мышь. Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Откройте программу так же, как вы делаете это на компьютере, но вместо того, чтобы выделять и открывать файлы мышью, сделайте то же самое пальцем. Чтобы курсор соответствовал
нажатию пальцем, необходимо откалибровать экран.
Лоток для маркеров
На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера, и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную клавиатуру. Нижняя превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши.
Маркеры
Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, возьмите маркер с лотка и пишите на интерактивной доске. Чтобы писать другим цветом, возьмите другой маркер. Цвет определяет контейнер для маркера, а не сам маркер. Чтобы избежать путаницы, кладите маркеры на соответствующее место.
Экранная клавиатура
Набивайте и редактируйте текст, не отходя от интерактивной доски. Нажмите кнопку на лотке для маркеров, чтобы запустить Экранную клавиатуру.
Выпадающее меню клавиатуры позволяет выбрать вид клавиатуры. Классическая (Classic) выглядит как обычная клавиатура, которую вы привыкли использовать. В Простой (Simple) буквы расположены в алфавитном порядке, что удобно при обучении учащихся начальных классов. Также есть Цифровая клавиатура (Number Pad), Отрывки (Shortcut) и Заглавные буквы (Simple Caps).
Стрелка
Нажмите Стрелку, чтобы открыть Предварительный просмотр (Preview Pane). В окне Предварительного просмотра вы можете напечатать любой текст, прежде чем отправить эту информацию в файл. Когда вы закончите печатать, нажмите Отправить (Send), и ваш текст будет помещен в активное приложение.
Правый клик мышью: Нажмите кнопку на лотке для маркеров, чтобы превратить ваше следующее прикосновение к доске в правый клик мышью. В правом нижнем углу экрана появится значок, подтверждающий, что ваше следующее прикосновение будет правым кликом мышью.
Калибровка интерактивной доски SMART Board
Калибровка экрана необходима для настройки точного прикосновения к интерактивной доске. К примеру, если вы нажимаете кнопку Пуск, а курсор появляется в другом месте, попробуйте откалибровать доску.
СОВЕТ:
Вместо того чтобы нажимать кнопку на лотке для маркеров, прикоснитесь к доске и не отпускайте палец до тех пор, пока через несколько секунд не появится меню правой кнопки мыши.
Индикатор состояния
Индикатор на интерактивной доске SMART Board отражает состояние ее готовности.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если индикатор состояния красный, попробуйте запустить Средства SMART Board.
Мышью,не пальцем, откройте Пуск> Программы> Программное обеспечение SMART Board> Средства SMART Board. Значок SMART Board появится в правом нижнем углу экрана.
Как делать записи
Вы можете писать и рисовать на поверхности доски, взяв маркер с лотка.
Прозрачный слой
Когда вы берете маркер с лотка, появляется перемещаемая панель инструментов и рамка вокруг рабочего стола. Рамка означает, что вы можете писать поверх рабочего стола. Она остается до тех пор, пока вы не
положите маркер или ластик обратно на лоток и не коснетесь доски. Ваше первое прикосновение к доске удалит рамку и все ваши записи.
Как сохранить записи и рисунки
Захват области Нажмите Захват области (Area Capture), чтобы захватить область экрана.
Чтобы захватить область рабочего стола, сделайте следующее:
Нажмите кнопку Захват области на плавающей панели инструментов.
Появится инструмент захвата.
Нажмите на один из углов области, которую вы хотите сохранить. Удерживая палец, тащите окно выделения до тех пор, пока в нем не окажется весь необходимый участок.
Отпустите палец - выделенная область будет сохранена как изображение в
программном обеспечении Notebook. Если Notebook еще не открыт, он откроется автоматически, когда вы захватите область экрана. Сохраните
файл, выбрав Файл> Сохранить.
Восстановление записей и изображений
Если вы случайно удалили свои записи, прикоснувшись к поверхности доски, вы можете восстановить их, нажав сообщение Восстановить написанное (Click here to restore writing), которое находится в правом нижнем углу экрана. А после этого, чтобы сохранить записи, используйте
Захват области.
Если вы не видите сообщение Восстановить написанное, следуйте этим указаниям:
Каковы преимущества интерактивной доски?
1 Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
2. Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
3. Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
4. Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
5. Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
6. Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
7. Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
8. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь "ученик-учитель”.
9. При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.
10. Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.
11. Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
12. Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Недостатки использования интерактивных досок.
1. Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
2. Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
3.Изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски.
4. Переносные интерактивные доски (и проекторы) должны быть более защищены от кражи, порчи и т.д. Также при использовании переносных досок при каждом переносе на новое место доску необходимо настраивать (калибровать).
5. Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.
6. Конструктивные недостатки стилусов. Они толстые, изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими очень трудно и неудобно.
7. Отсутствие или малодоступность программного обеспечения.
8. Временные затраты на подготовку урока очень велики.
9. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Методические рекомендации:
Подводя первые итоги работы с интерактивной доской, хотелось бы отметить
следующие моменты:
• Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря
четкой структуре и наглядному интерфейсу.
• Составление презентации с использованием доски происходит технологично и не занимает много времени.
• Использование в презентации материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при составлении презентаций.
• Возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.
• Высокое качество картинок и шаблонов слайдов позволяет создавать
яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический
вкус.
• Работа с интерактивной доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности.
• Возможности доски по масштабированию и перемещению объектов, а также другие интерактивные функции крайне привлекательны для учащихся, что, несомненно, повышает их мотивацию к обучению.
Литература:
1. «Полимедиа-Пермь» http://perm.polymedia.ru/
2. «Новые креативные инструменты для обучения будущего»
Новикова Е. В.,
3. « Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные и интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды» Воронков Ю.С.,
Научно-исследовательский центр медиа-активных технологий РГГУ
Кувшинов С.В.,
директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ
4. Поносова Г. И., Урок «Слова с непроверяемым написанием» (2 класс) «Если хочешь быть здоров» (2 класс)
учитель начальной школы, учитель высшей категории, победитель
Всероссийского этапа конкурса на лучший видеоролик об интерактивном уроке Smart 2006 в номинации «Лучшая режиссура ролика»
5. Осколкова Т.В. Урок математики во втором классе «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000»
(учитель высшей категории, Почетный работник образования РФ,
Новосибирск, МОУ гимназия №10)
6. Брычкова А. Н., Урок «Моя классная комната»
(учитель английского языка, Пермь, Европейская школа «Ex Professo»)
7. Слепокурова С. Б., Урок «Развитие речи» (8 класс)
8. Кева Т. В., Урок математики в восьмом классе «Квадратные уравнения»
9. Носова Н.В., учитель математики, Москва, гимназия №1518,
Урок математики в девятом классе. Тема: Степенная функция