ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Старший воспитатель МК ДОУ
МК ДОУ Починковского детского сада №8
с. Починки, Нижегородской области, 2019гг.
Основные правила игровой терапии:
Педагог должен:
• развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;
• осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое
поведение;
• сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;
• не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок – ведущий, педагог следует за ним;
• устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии
в реальной жизни;
• не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен
осознавать это.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.
1. Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото).
2. Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комфортного поведения детей.
3. Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей.
4. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.
5. Режиссерские и психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения детей.
6. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей.
Этапы работы с использованием изотерапии:
• Выбор материала (карандаши, фломастеры, краски, гуашь, пастель, уголь, штампики, трафареты, кисти с мягкой и жесткой щетиной, тампончики, бумага, картон, фольга, лоскутки, клей, нитки, восковые карандаши, восковые свечи, природный материал).
• Процесс творческой работы – создание образов, выражение впечатлений.
• Процесс рассматривания – размещается в удобном для ребенка месте на вертикальной поверхности (стене, окне, полотне шкафа, двери).
• Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я», затем выделяются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их сравнил с чем-нибудь.
Приемы работы над сказкой:
• Рассказывание сказки (народной, литературной или сочиненной воспитателем) по определенной проблеме.
• Обсуждение сказки, ответы на вопросы.
• Высказывание ребенком своего мнения об услышанном.
• Сочинение новой концовки сказки (при необходимости).
• Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждение проблемы).
• Драматизация сказки.
Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:
• Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям.
• Выбрать знакомые детям музыкальные пьесы.
• Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости. Благотворными, успокаивающими являются произведения Баха, Моцарта, Бетховена.
Возбуждающий эффект свойствен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.
Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.
Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект (М. А. Поваляева):
– фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
– скрипка, флейта – расслабляют;– кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВАРИАНТАМИ
ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Форма проведения: семинар.
Участники: педагоги ДОУ.
Предварительная работа:
– Изготовление с детьми приглашений для родителей в форме шкатулки.
– Оформление выставки детских работ по рисованию, лепке, аппликации.
– Игра с детьми «Волшебные кляксы».
Оборудование:
Демонстрационный материал: поделки и рисунки детей, оформленные для выставки; воздушные шары с вопросами; памятки каждому родителю «Способы развития творческого воображения детей»; бусы (проволока, бусины 3 цветов в шкатулке).
Средства ТСО: магнитофон, музыка со звуками природы.
Для практикума: листочки с изображением геометрических фигур; цветные карандаши, фломастеры; восковые мелки; рисунки детей «Волшебные кляксы»; листы бумаги; акварель; гуашь; ватные палочки; баночки с водой; салфетки.
План проведения:
1. Современные здоровьесберегающие технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие ребенка:
– сказкотерапия (педагог-психолог);
– куклотерапия (педагог-психолог);
– игротерапия (инструктор по ФИЗО);
– арттерапия: пескотерапия, хромотерапия, изотерапия (воспитатели);
– музыкотерапия (музыкальный руководитель).
3. Рефлексия.
4. Принятие решения.
Ход проведения семинара-практикума
1. Выступление старшего воспитателя ДОУ о современных здоровьсберегающих технологиях.
Ребенок не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность и верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождается пессимистически негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное – так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
• организацию питания;
• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
• физическое воспитание детей.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного образовательного учреждения должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие ребенка.
Подготовил педагога-психолога
ДОУ Починковского детского
сада №8 Гусева Марина Львовна
Сказкотерапия – молодая терапия. Истоки ее лежат в глубокой древности, когда люди только начали говорить. В сказке есть загадки из жизни, смысл, в них отражается реальность. Виды сказок: художественные (авторские, народные), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Для работы воспитателям можно использовать художественные (авторские, народные), дидактические сказки.
Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей. Использование кукол и театральных приемов обеспечивает профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии – совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, выражение эмоций, воспитание чувств, обучение адекватным способам телесного выражения. Куклы без лица, куклы-обереги, пальчиковые куклы, теневые куклы – их такое разнообразие! В основу взята вальдоровская кукла (показ куклы). Куклотерапия не для гиперактивных детей. Считается, что куклотерапия лечит человека. Плохая кукла – для больных, такую куклу лучше сжечь, выбросить. И наоборот: положительная кукла приносит много радости, становится талисманом, оберегом, помощником.
Выступление инструктора по ФИЗО.
Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Проводит с педагогами игру «Кошки-мышки», цель которой развитие ловкости, ориентировки в пространстве, смелости.
Выступление воспитателей ДОУ.
Песочная терапия – данный метод относится к юнгианской психологии. Для работы необходимы: ящик (50–70 см) с чистым промытым песком; игрушки (ландшафт, животные, птицы, насекомые, люди, сказочные персонажи, украшения, строительный материал); вода, музыкальное сопровождение. Ребенок может строить свою картину на песке, совместно с педагогом-психологом или самостоятельно после прочтения психокоррекционной сказки. Далее построенный сюжет необходимо обсудить с ребенком. Воспитатель может использовать песок в работе только в дидактических целях. Использование песочной терапии является диагностическим инструментарием для специалиста и коррекционным для клиента (взрослого, ребенка).
Арт-терапия – включает в себя хромотерапию и изотерапию.
Хромотерапия изучает свойства света и цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека.
Проводится упражнение «Выбери свой цвет».
Педагоги выбирают для себя понравившийся цвет (цветные полоски). Далее им предоставляются варианты характеристики цвета.
Синий – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение.
Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением.
Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение.
Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение.
Коричневый – вызывает чувство вины.
Черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.
Учитель-логопед проводит с педагогами упражнение «Шарфики».
Чтение сказки «Как появился разноцветный мир»*.
Изотерапия – данный метод коррекционно воздействует на ребенка. У детей появляется возможность отразить свое настроение и реализовать собственные возможности.
Выступление музыкального руководителя ДОУ.
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на детских музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.
Педагогам ДОУ раздают памятки по использованию здоровьесберегающих технологий (см. Приложение).
3. Рефлексия.
Педагогам ДОУ предлагается нарисовать ватными палочками солнышко, используя тот цвет, который больше всего соответствует в данный момент их настроению.
4. Принятие проекта решения.
Специалистам подготовить на бумажных носителях памятки для воспитателей по работе с детьми здоровьесберегающих технологий (основные правила игровой терапии, приемы работы над сказкой, этапы работы с использованием изотерапии).
Педагогам использовать в работе здоровьесберегающие технологии.