Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

 

«Инновационные здоровье сберегающие технологии 

в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Старший воспитатель

Тяпухина Светлана Васильевна

МК ДОУ Починковский детский сад №8

С. Починки, 2020г.

        

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.  Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий, можно применять метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении. Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.     В настоящее время арттерапия, в широком понимании, включает в себя:  -изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.) -музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки). -сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией). Один из видов арттерапии является сказкотерапия. Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.    По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. В работе с детьми возможно применение метода игратерапии - игр, которые лечат.  На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц, можно в работу включать такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, сдувать подвешенный шарик, ватку с ладошки). Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используется световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Модуль для рисования песком легко изготовить самостоятельно, достаточно насыпать тонким слоем песок на ровную гладкую поверхность и рисуйте с удовольствием.    Песочную терапию применяют в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется возможность создать в песочнице все, что задумал.

    Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.  Детям можно предоставить возможность порисовать ладошками, использовать нетрадиционную техники рисования, предоставляя ребѐнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.     Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.  Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого достаточно оформить в группе музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии, эффективен в организованной образовательной деятельности по  художественному творчеству, во время релаксаций  на снятие усталости, напряжения «Руки любви», после двигательной деятельности детей лѐжа на спине. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.  Большое внимание на современном этапе оздоровления следует уделить цветотерапии. Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.   Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

   Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение пульвизатором. Методы ароматерапии безопасны. В группе необходимо высадить цветы герани, в летний период собрать цветы ромашки и листочки мяты, что действует на детей успокаивающе. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями можно применять масло шалфея, эвкалипта, пихтового масла.    В соответствие с требованием Стандарта и времени, в детском саду необходимо применять и другие нетрадиционные методы оздоровления детей.    Для развития тактильных ощущений должна быть создана соответствующая среда  в группе:  мячи, плоды каштана, шишек, ореха. Ходьбу по массажному коврику, дорожке из бросового материала можно применять для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети должны ходить по дорожке босиком, в  носках.      Одним из самых интересных занятий для детей может стать работа с мягким конструктором. Мягкий конструктор состоит из поролоновых губок: различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети могут строить дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.     В работе с детьми необходимо использовать современные оздоровительные технологии и методики: разные виды дыхательной и гимнастики (А. Стрельниковой), игрового массажа (А. Уманской и К. Динейко), пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки. Перед организованной образовательной деятельностью включать упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем самым желая здоровья друг другу передавая по кругу “волшебный” клубочек или цветок с добрыми пожеланиями друг к другу. Проводить психогимнастики, например: «Колос растёт», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой.     Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставит радость детям, облегчит их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.     

Творческих успехов!