Методические рекомендации педагогам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8

 

Методические рекомендации педагогам

для работы по формирова­нию культуры речевого общения детей старшего возраста

 

                                                     Старший воспитатель Тяпухина Светлана Васильевна

 

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

  • регламентированной;
  • совместной педагога с детьми;
  • самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принципы ис­пользования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

  • в регламентированной деятель­ности: беседе, художественно­му слову, поощрению, проигры­ванию проблемных ситуаций, разъяснению;
  • в совместной деятельности педагога с детьми: собственно­му примеру для подражания, решению проблемных ситуа­ций, сочинению сказок-пере­вертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;
  • в самостоятельной деятельно­сти детей: играм парами, роле­вым, играм-драматизациям.

4. Помните, что работа, проводи­мая в дошкольном образователь­ном учреждении по формирова­нию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.

  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;
  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну»,«зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);
  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей. 9. Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия старших дошкольников с окружа­ющими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо ак­тивно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • круглый стол;
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольни­ков к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильные при­емы.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

8. Помните, что речь — отраже­ние вашей личности. Следите за собственной речью:

  • исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
  • учитывайте терминологичес­кую точность и уместность, коммуникативную целесооб­разность речи педагога
  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;
  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);
  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей.

 9.Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия с

детьми, как «демонстрацию рас­положенности к нему»: спокой­ное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с деть­ми, стремитесь понять их настро­ение.

 

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощре­ние, комплименты.

13. Умейте анализировать про­цесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул ис­пользуйте игровые приемы, а не нотации.