МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8
Методические рекомендации педагогам
для работы по формированию культуры речевого общения детей старшего возраста
Старший воспитатель Тяпухина Светлана Васильевна
1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
- регламентированной;
- совместной педагога с детьми;
- самостоятельной деятельности детей.
3. Соблюдайте принципы использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:
- в регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- в совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;
- в самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым, играм-драматизациям.
4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.
- обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;
- на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну»,«значит», «в общем», «так» и т.д.);
- трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей. 9. Помните, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- круглый стол;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- приглашение в группу на День открытых дверей.
5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильные приемы.
7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.
8. Помните, что речь — отражение вашей личности. Следите за собственной речью:
- исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
- учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога
- обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;
- на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);
- трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
9.Помните, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с
детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними
12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
13. Умейте анализировать процесс общения.
14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.