ОСВОЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Из опыта освоения интерактивной доски ДОО

 

Тяпухина Светлана Васильевна старший воспитатель МК ДОУ Починковского детского сада №8

 

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества (от 12.02.2009 г., Москва. Кремль), подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев отметил: «…нужно начинать массовое обучение педагогов новым технологиям, в том числе и информационным…».

Наше время таково, что думая о подготовке детей к успешной самореализации в современных условиях педагогу нельзя ни на минуту останавливаться в освоении новых педагогических и информационных технологий.

Общество продолжает искать более эффективные методы познания. Как помочь лучше усвоить материал? Как повысить интерес к процессу обучения - вот что всегда волнует педагогов всего мира. И именно создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос.

Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности (специальным устройством – стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.

С точки зрения дидактики, интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и знаний. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала, а ИД - поле информационного обмена между учителем и учеником. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с ребятами. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Следующее дидактическое свойство ИД – мультимедийность. Под мультимедийностью понимается совместное использование нескольких средств передачи информации (media), представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. ИД выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

Третье свойство ИД – моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром. Моделинг реализуем при помощи ИД, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы детей, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

Четвертое дидактическое свойство ИД – высокий уровень производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать ИД существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.

Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:

  • повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
  • представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
  • контролировать временные параметры занятия;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание аудитории;
  • использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
  • проводить НОД на высоком методическом уровне.

Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.

С появлением интерактивной доски Smart Board в детском саду №137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада» перед коллективом возникла проблема по освоению технического устройства и грамотному применению возможностей ИД в работе с дошкольниками.

Для решения проблемы во главе с научным руководителем к.п.н., доцентом ТГУ Смирновой М.О. была создана творческая группа, в которую вошли заведующий ДС Шинина Н.А., зам. зав. по ВМР Свиридова И.Ю. и педагог развивающего обучения Котова С.А. Был разработан план по освоению ИД, который включил следующие этапы:

  1. Этап. Анализ готовых цифровых образовательных ресурсов на CD носителях и ресурсы Интернет, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками. Результатом данного этапа работы стало создание мультимедиатеки по образовательной области Познание.
  2. Этап. Знакомство с программным обеспечением Notebook 10 интерактивной доски Smart Board. Результатом данного этапа работы явилось создание пошаговых рекомендаций по освоению программы Notebook 10 и подготовка к изданию пособия, которое носит универсальный характер и может быть полезно любому обладателю ИД Smart Board.
  3. Этап. Просмотр и отбор готовых дидактических материалов для ИД, сформировалась копилка технических приемов, которые обогащают и расширяют границы применимости данного устройства при подготовке и проведении НОД. Результат 3 этапа – алгоритмы создания дидактических игр, которые содержатся в практической части данного пособия.
  4. Этап. Расширение творческой группы за счет включения педагогов детского сада, проведение обучающих семинаров и готовность распространения опыта освоения ИД Smart Board.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышают мотивацию дошкольников к обучению. Грамотная работа с интерактивной доской во время НОД позволяет добиться оптимизации обучения дошкольников.

Использование интерактивной доски совместно с программным обеспечением дает безграничные возможности для создания групповой творческой интерактивной среды при проведении НОД.

По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные – экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%. Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, учителем и даже экзаменатором. НОД с использованием ИД очень увлекательна, она захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам.

Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Поэтому доска используется только как один из приемов на занятиях.

Использование компьютерных технологий также используются в системе развивающих и коррекционных занятий специалистов (учителя-логопеда, воспитателей: по изодеятельности, развивающего центра, инструктора по физической культуре). Педагогам доступно использование таких компьютерных программ, как «Радуга в компьютере», «Игры для Тигры», «Хиты Роботландии», «Арт-студия», Дельфа-тренажер и др. Новые возможности использования мультимедийных технологий способствуют более быстрому овладению речевым дыханием, звуковым анализом, умением связно говорить, комментировать свои действия, рисовать, конструировать.

Особенностью образовательного процесса дошкольного учреждения является активное использование технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей от 3 до 7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича (г. Санкт-Петербург). Работа с интерактивной доской станет продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование «шторок», лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Педагогам нужно стремиться к органическому сочетанию настольных игр и компьютерных средств развития интеллекта ребенка. Вести разработку наборов статических и динамических моделей, символьных объектов к этой технологии для подготовки игровых заданий, способствующих освоению способов мыследеятельности.

Мультимедийный комплекс делает НОД интересной и увлекательной при соответствующем программном обеспечении и благодаря разнообразному, динамичному использованию интернет-ресурсов. Это необходимое условие в реализации проекта по использованию интерактивных компьютерных технологий в образовательном процессе обозначило еще одно направление – создание и обогащение банка программно-методического обеспечения для мультимедийного комплекса, которое может осуществлять творческая группа педагогов. Например, программно-методические комплексы компании «Новый Диск» для детей от 3 лет. Использование этих программ позволяет решать ключевые задачи воспитания и развития дошкольников.

В сети Интернет и на цифровых носителях доступно великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме. Каталог электронных адресов и методических материалов постоянно пополняется воспитателями.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.